The Fine Art of Braking
By Keith CodeПо результатам опроса, 100% из более чем 10 000 гонщиков согласны с этим: они знают, что если бы они обладали способностями и навыками, чтобы определить правильную скорость входа в поворот, их уверенность резко возросла бы; они чувствовали бы себя лучше контролирующими ситуацию; они ехали бы быстрее и плавнее. Вот некоторая информация, которая может сподвигнуть вас захотеть овладеть этой способностью.
Гонка накатом/Инерционные гонки (на самом деле, оригинальный термин звучит «Coasting race», но «Гонка накатом/Инерционные гонки» лучше отражает суть – прим. переводчика)
В середине 70-х я познакомился с удивительной формой «гонок». Четверо или пятеро из нас собирались вместе на вершине одного из наших любимых спусков по каньону южной Калифорнии, выключали двигатели, выстраивались в линию через дорогу. Перебивая друг друга, считали до трех; чуть отталкивались - не больше, чем необходимо, чтобы мотоцикл начал двигаться, и со смехом и взаимными подначками ехали до самого низа. Большинство трасс составляли пару миль с большим количеством поворотов. Это была гонка по инерции.
Гонщик, который проехал дальше и быстрее всех (обычно это был один и тот же гонщик), «выигрывал». Никаких уловок не было, тип и модель мотоцикла мало что значили, все зависело только от тебя. Что ж, у меня была одна маленькая хитрость - задвинуть колодки обратно в передний суппорт, чтобы устранить сопротивление колодок.
Дух товарищества был чрезвычайно усилен тем фактом, что, в отличие от наших обычных поездок по каньону, мы могли по большей части общаться на протяжении всего спуска. Это был такой восторг. Даже когда что-то пошло не так и кто-то разбился (например, я), у меня остались приятные воспоминания, и я испытываю тепло, когда вспоминаю об этом.
Стратегия гонок накатомЧто касается технической стороны вещей: я был очень впечатлен несколькими аспектами этой формы развлечения, и пара из этих моментов навсегда запечатлелась в моей памяти и стала частью California Superbike School более 20 лет назад.
Простая уловка для победы в гонке накатом очевидна: гонщик, который мог бы поддерживать свой импульс, минимально используя тормоза, как правило, имел бы преимущество. Прохождение целого спуска по крутым дорогам с небольшим торможением или без него требовало не меньше или даже больше умственной хватки, чем с тормозами, что сразу становится очевидным в первом полуузком (в английской версии использовался semi-tight turn) повороте, в который вы попали. Не желая отказываться от импульса, но боясь накопленной скорости, вы концентрируетесь, как лазерный луч (в оригинале – «Unwilling to give up the momentum yet afraid of the speed which had accumulated, your focus and interest became laser sharp»).
Уверен, что ваша рука будет висеть над рычагом, и что вам потребуются огромные усилия воли, чтобы удержаться от использования тормозов; уверен, что вы будете делать ошибки и вынуждены будете использовать тормоза, но вы совершенно точно будете уделять больше внимания скорости, чем обычно. Уменьшение отвлекающих факторов, таких как шум двигателя, переключение передач, управление газом и атакование поворотов, было устранено, и это позволило вам гораздо точнее оценить скорость входа в поворот и сохранить этот драгоценный импульс.
Низкий уровень шума, высокие скоростиПосле моей первой гонки накатом я понял, что никогда бы не прошел эти повороты с включенным двигателем так быстро, как я делал это без работающего двигателя, no charging (без атаки поворота) и, по большей части, без тормозов. Это заставило меня понять, насколько эти вещи отвлекали на самом деле и как много моего внимания они поглощали.
Когда я наблюдаю за учениками, я заметил, насколько нестабильна их скорость входа в поворот. Это порождено мыслью, что они должны атаковать повороты и резко тормозить, но это порождает тенденцию к чрезмерному торможению и ухудшает входной и угловой скоростной импульс.
Низкая скорость, быстрое времяОднажды, когда я ехал в школу на трассу Laguna Seca в северной Калифорнии, я понял, что если кто-то и собирается преодолеть замешательство, вызванное чрезмерным торможением, то самым быстрым путем к этому будет движение без тормозов.
Как только я добрался до трассы, я попробовал это и заново открыл то, что я уже выяснил раньше из гонок накатом. Я быстрее входил в повороты, мое чувство скорости улучшилось, восприятие стало острее, я меньше беспокоился о своей начальной скорости и обнаружил, что открыть газ раньше стало значительно легче. Я подумал, что стоит дать студентам попробовать.
Конечно некоторые трассы лучше других подходят для такого способа оттачивания ваших навыков катания; тем не менее, я все же начал замечать тенденцию на разных трассах. Гонщики, которые придерживались режима «без тормозов», даже после того, как мы снова перешли на их использование, добились большего улучшения своей скорости и уверенности, чем те, кто «тестировал» материал наших тормозных колодок, атакуя повороты.
Игнорируйте инстинктыЭто почти как если бы гонщики чувствовали себя обязанными атаковать повороты. Идея состоит в том, что из-за этого вы будете двигаться быстрее, и кажется таким простым и прямым путем к желаемой цели, но редко срабатывает. Инстинкт затормозить поздно и резко - все равно что ударить женщину, чтобы потом взять ее в жены. Этот план не сработает.
Я наблюдал многих по-настоящему прилежных гонщиков, которые игнорировали инстинкт и придерживались формата «без тормозов», отбивая секунды от времени круга. В довершение всего, они добивались более быстрого результата, используя только одну или две передачи вместо щелкания коробкой передач. Они могут ехать на 20 миль в час медленнее на прямых, но следует обращать внимание на результаты (улучшенное время круга и скорость в поворотах), а не на стремление ехать быстро на прямых.
Как я уже говорил тысячу раз, для большинства гонщиков тормоза становятся скорее костылем, чем инструментом. Кто-то всегда жалуется на формат катания без тормозов в школе. Что ж, костыли, как известно, сложно опустить, не так ли? Райдеры утверждают, что это сложно (конечно, это так), что они могли бы ехать с ними быстрее (до конца прямой – да, несомненно); что им «пришлось» использовать их (снова костыль) и так далее.
То, что эти гонщики не понимают, так это то, какое удовлетворение можно получить, если упорно выполнять это упражнение, - вы действительно сможете оценить скорость входа в поворот и действительно поймете, что вы можете сделать это. Очень и очень приятно. Очень, очень большой вклад в вашу уверенность во время езды. Очень!
Основная мысльЛогика безупречная. Использование или неиспользование тормозов не имеет никакого отношения к ожидаемому результату вхождения в поворот с точной правильной скоростью. Кто-то либо знает, что это за правильная скорость, и может ее достичь, либо они гадают. Если они предполагают, то обращают на это больше внимания, чем должны. Гадание приводит к неточному торможению, а неточное торможение - к резкому и неопределенному входу в поворот.
Трейлбрейкинг(Определение: действие по уменьшению давления на рычаг тормоза и тормозной силы при входе гонщика в поворот.) Трейлбрейкинг - действенный и полезный инструмент для любого гонщика на любом уровне езды. Но имейте ввиду: при слишком частом использовании или в качестве костыля, чтобы успокоить страх, вызванный неспособностью точно определять скорость, он не только не устраняет источник проблемы, но и усугубляет ее.
Как пилот, вы должны принять решение, когда отпускать тормоз(а). Это сложная небольшая работа со всеми другими обычными отвлекающими факторами, с которыми вы сталкиваетесь при входе в поворот, например, выбор угла наклона мотоцикла, определение траектории и ощущение сцепления колес с поверхностью («зацепа»). Итог - если вы используете тормоза для достижения хорошо известной, точно понимаемой скорости, - это инструмент. В противном случае он имеет тенденцию превращаться в костыль и предлагает гонщикам атаковать повороты, ограничивать траектории, держать газ открытым до самого последнего момента и совершать сложные, а иногда и опасные подруливания в середине поворота, которых можно избежать с помощью точного определения скорости входа в поворот и выбора траектории.
Панический костыльВ отличие от вышеописанного, я вижу многих гонщиков, которые чувствуют себя вынужденными нажать на тормоза в последние моменты перед входом в поворот. Наблюдая, как они это делают, можно прийти к единственному выводу, что скорость была большим сюрпризом; внезапно они осознали это, и это показалось им слишком быстрым. Это очевидная ошибка. Они не используют тормоз, чтобы отрегулировать что-либо, кроме своего страха. В любом из случаев точное ощущение скорости открывает дверь к уверенности.
Результаты тогда и сейчасСуть и конечный результат любого отпускания тормозов при прохождении поворота остается тем, что я сказал в 1980 году в моей первой лекции Superbike School и на странице 64 первой книги «A Twist of the Wrist» Книга 1982 г: - правильно установить скорость мотоцикла для этого места на треке (или дороге), чтобы не требовалось никаких дальнейших изменений. Другими словами, вы все правильно поняли. Не слишком быстро, не слишком медленно.
Само по себе торможение - это искусство в искусстве прохождения поворотов. Ваше чувство скорости - это основной ресурс, который вам нужен, чтобы все исправить. В качестве упражнения, езда без тормозов поможет улучшить ваше чувство скорости. Не тормозите, когда у вас есть возможность, и посмотрите, что происходит с вашим чувством скорости, и посмотрите, что произойдет с вашей поездкой. Самое приятное то, что как только вы объедините хорошее чувство скорости с другими двенадцатью базовыми навыками прохождения поворотов, все это начинает складываться воедино.
Это действительно один из навыков, который позволяет вам открыть для себя ИСКУССТВО ПОВОРОТОВ.
(с) Кейт Код, 2004 год
Первоисточник на английском
https://forums.superbikeschool.com/topic/31...art-of-braking/