- Родные мозги всегда лучше
- Чем ?
- Чем другие.
"Мозги" мотоцикла - электронное устройство сопоставимое по уровню сложности с микрокалькулятором. Поэтому заменить их на что-либо другое можно не всегда.
Но можно попробовать.
Грубо говоря, мозги делятся на две категории:
Первая - те что попроще работают по принципу "датчик вращения коленвала, сообщил, что поршень находится в ВМТ ( верхняя мёртвая точка ) - мозг среагировал и дал сигнал на образование искры"
Вторая - "датчик вращения постоянно передаёт мозгам информацию о режиме вращения коленвала - мозги высчитывают переодичность образования искр"
Итак, если у вас (ни дай бог) сгорели мозги.
Сначала надо определить какого они у вас типа - "первого" или "второго".
У подавляющего большинства мотоциклов, датчики вращения коленвала находятся прямо в генераторе.
( Если провода от мозгов идут не к генератору а в другое место двигателя, как, например, у HONDA CB1, то лезем смотреть это место )
Так что смотрите на левую крышку двигателя.
Из под неё будут выходить два жгута. Снимите оплётку с обоих.
В одном жгуте будет либо три провода, либо ( что гораздо реже ) пять.
Это жгут на РР, он вам не нужен.
Во втором жгуте будет либо два провода, либо четыре - это жгут от датчиков на мозги. Его-то и искали.
Если проводов - четыре - вам повезло - у вас "мозги" "первого" типа.
Если два - дело гораздо хуже - у вас мозги "второго" типа.
P.S. На подавляющем большинстве Ямах стоят мозги "второго" типа.
Сначала о "первом" типе ( 4 провода ).
Запомните цвета проводов и проследите их до разъёма мозгов.
Включите тестер в режим "омметр" и найдите какие из четырёх проводов попарно замкнуты между собой. ( Ну не замкнуты, но сопротивление там будет ом 10 )
Собственно всё.
Дальше берёте два одинаковых автомобильных коммутатора ( я умудрялся заводить мотик даже на коммутаторах от "Волги" ), рассчитаных на датчики Холла ( не на размыкатели ) подключаете их к бобинам ( катушкам зажигания ) и подключаете к ним выловленые вами "замкнутые" провода.
То есть, если у вас провода 1 2 3 4 и 1 замкнут на 2 а 3 замкнут на 4,
то к одному коммутатору подключаете 1 и 2 а ко второму 3 и 4.
Если мотик не заводится, то поменяйте пары местами - к первому 3-4 ко второму 1-2.
В принципе можно ехать. Хотя ехать будет так себе.
Дабы улучшить параметры езды, обратитесь к какому-нибудь радиолюбителю, чтобы он
а) включил между датчиками и коммутаторами хотя бы эмиттерные повторители. ( По уму нужна схемка посложнее, но хотя бы... )
б) включил туда же какую-нибудь схемку "октан-корректора".
Суть в том, что "родные" мозги, кроме всего прочего, обеспечивают опережение зажигания. Автомобильные же коммутаторы для этого не предназначены. В классических жигулях опережение регулируется поворотом трамблёра. Схема типа "октан-корректор" позволяет худо-бедно регулировать опережение зажигания электронным путём.
Теперь по "мозгам" "второго" типа. ( 2 провода )
Это гораздо хуже, но осталась небольшая надежда.
Придётся сливать масло и вскрывать двигло.
Скидываем крышку генератора и внимательно осматриваем ротор снаружи.
( Если провода от мозгов идут не к генератору а в другое место двигателя, как, например, у Yamaha FZX, то лезем смотреть это место )
Ищем небольшие железные нашлёпочки, толшиной пару миллиметров, шириной с мизинец, и длиной от 5-ти до 30-ти миллиметров.
Не нашли ? 3.14здец.
Вам помогут только родные "мозги". А нехрен было брать Ямаху.
Не, ну есть ещё вариант "вырезать железячку, прицепить к распредвалу или коленвалу, поставить датчики холла от жигулей..." но я на это не подписываюсь.
Нашли ? Сколько их, какой они длины и как расположены относительно друг друга ?
Две штучки, миллиметров по 10 и на 180 градусов ?
Опять же 3.14здец. См. выше.
Их штук 8 и расстояние между ними одинаковое ?
И снова 3.14здец. Нехрен было брать Ямаху.
А вот если их два, они длиной миллиметров по 30 и расположены под 90 градусов относительно друг друга - у вас есть шанс.
Шанс тут:
http://www.pajero4x4.ru/ssfaq/ ( Часть вторая, под названием " БЕЗ 'БЕГУНКА': ДУБЛЬ ДВА" )
Добавить к нему нечего, кроме все тех же эмиттерных повторителей и октан-корректора.
( По правде сказать, если у вас импенно такие "нашлёпочки", то "мозги" у вас тоже "первого" типа, просто ВМТ первого цилиндра они чуют по началу первой нашлёпки, а ВМТ второго цилиндра по окончанию второй, в то время как, классические "мозги" воспринимают только начало меток )
Так что берегите мозги.
P.S. как всегда есть исключения. Та же Yamaha FZX существует в двух вариантах - с двумя проводами ( 3.14здец ) и с четырмя ( лечицца )
Причём в четырёхпроводном варианте одна пара проводов идёт с одной стороны двигателя, а вторая - с другой. И все не в генератор. Их просто надо найти.