Клуб владельцев японских мотоциклов

На Вираге по Турции

Прислал: Кирилл Чернышев (turtle) 18 августа 2002


copyright -02

Каждым летом всех владельцев двух колес начинает одолевать одно и то же желание: взять байк и рвануть на море, где есть солнце, песок, хорошие дороги, ветер в лицо, прекрасная пассажирка на заднем сидении и все такое. Однако, осуществить мечту может не всякий. Кого-то держат в пыльном городе дела, кого-то семья, кого-то техническое состояние техники или страх перед неизвестным. Ведь путь на море не близкий, да и фиг знает, что там вообще за горизонтом!..
Меня тоже такая мысль одолела. Международный слет "Тамань-2002" явился бы отличным поводом принять правильное решение и уехать на недельку из Москвы. Но погодные катаклизмы окончательно поставили крест на этой затее … да, но на море-то прокатиться хочется!

И тут по счастливому стечению обстоятельств желанием наконец-то отбыть из города загорелась моя жена. Но куда поехать? Болгария? - нет, спасибо, тяжелые воспоминания. Deutschland-Балтика-Motorrad-Autobahn? - здорово, но даже при большом желании визы до сентября мы бы сделать не успели бы (плюс, опять же те самые катаклизмы). Кипт-Греция … хм, уровень цен не тот. Испания отвалилась сама собой (снега и у нас хвататет!). Осталась Турция. Соотношение цены-качества казалась оптимальным: всякие пятизвездочные отели, All Inclusive, и прочее прочее прочее … но я-то туда еду не за этим ;-)

Но для начала, мы отбыли из Москвы в международный аэропорт города Анталия, "областного центра" одноименного курортного района Турции на Средиземном море. Полтора часа в автобусе, размещение в пятизвездочном клубном отеле недалеко от Сиде, первый обед, купание свежеприбывших в море прошли без проблем. Однако, уже на второй день большая часть "клубных" развлечений приелась. "Пора!" - подумал я и направился в ближайший Rent-a-Car.

Что есть Rent-a-Car: это транспорт на прокат. Чаще всего машину берут на день. Если клиент приезжает по делам, он берет машину сразу на несколько дней или не неделю. При этом полагается довольно большая скидка.

Что предлагает практически любой Rent-a-Car в Турции? Набор техники везде одинаковый: Suzuki Samurai, Fiat Palio, KIA, скутер Yamaha BWs, эндурник Yamaha XT-600. Но это только на бумаге. По прайсу. Реально можно заказать ЛЮБОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО. На следующий день можно заказать почти любую машину от BMW до Toyota. А вот с мото ситуация немного другая.

Вообще, турки ездят на мото много и часто. Но экономическое положение "трудового класса" не позволяет шиковать. Самые распространенные драндулеты - средних лет Jawa и MZ-ы. Плюс, время от времени появляются неизвестные русскому человеку модели, внешне довольно приятные. Очень много скутеров и "осьмушек". Вобщем, принцип, по которому выбирается мотоцикл в Турции: "Чем дешевле при покупке и в обслуживании - тем лучше!". А еще лучше, если тарантас достался в наследство от дедушки. По похожему принципу работает и Rent-a-Car. По их мнению, на скутере Yamaha BWs 100ccm можно доехать от Истанбула до Алании и обратно. На самом деле, скутеры берут (и это логично) для местных поездок. $20 в день - и скутер ваш до 22:00 текущего дня!

Вопрос: "Почему выбор мотоциклов такой маленький?" Ответ: "Вы же хотите поехать в горы, наверно? Берите Ямаху (имеется ввиду эндурник Yamaha XT-600)!". Не, "мы любим катаца"! Хотим чоппер. Желательно, больше 750 кубиков. Или спорт-туризм, на крайняк. Спортов - нет. В принципе. Вообще, за всю неделю на побережье я увидел только три спортбайка: две (!) четырехсотки на дороге (зеленая кава и Honda VFR400R) и R1, в салоне Yamaha в Анталии :-)

Ладно, давай чоппер. Выбор наш Rent-a-Car предложить смог довольно скудный и странный: Yamaha Virago XV125 и Honda Shadow 600. Причем, в результате, байк привезли под заказ из Алании. Если бы я сразу поехал в Аланию, я бы сделал другой выбор. Об этом позже. Я выбрал Shadow (на этой Хонде я давно хотел покататься, test drive, так сказать, сделать … перед покупкой). Однако, когда на следующее утро я пришел забирать со стоянки мото, я увидел … родную до боли Yamaha Virago XV535! Это судьба. Ладно, ругаться я не стал, к тому же цена все равно бы не изменилась. К тому же, этот байк я знаю как облупленный во всех видах. Достался он мне за $60 в день, в отличном состоянии, 98 г.в. и пробегом 19300 км.

Вообще, цены на аренду машины колеблятся от $25 за Самурай и $40 за Fiat Palio, до $90 за бимер-трешку. Это не включает в себя страховку (плюс $7-$15). На мотоцикл страховку не дают вообще, и средняя цена на любой мото - $50-65.

Стандартный контракт на аренду подразумевает наличие прав (категория не имеет значения ;-) со стажем вождения не менее года. Иначе в графе "дополнительные ограничения" может появиться фраза о нестраховом случае стоимостью в $500. Подразумевается, что в этом случае страховым случаем может являться только явная невиновность в случае ДТП, это должны подтвердить письменно дорожные полицейские. А вот случай "ехал-заглох-не могу завестись" .. эээ … спорный :-) Вобщем, рекомендация: либо еще раз подумать перед тем, как подписывать, либо поискать другую контору с более сговорчивым хозяином. В любом случае, можно торговаться. Особенно, если ТС берется больше чем на день.

Бензин по контракту полагается "только до заправки", т.е. где-то литр. Цены на бензин "европейские" - 1 литр стоит почти доллар (т.е. 1560 тыс. турецких лир при курсе 1600 тыс. за USD).

Турция стремится всеми силами поскорее попасть в Евросоюз, поэтому за последние несколько лет многие правила и вообще дорожное хозяйство приведено к нормам ЕС, в том числе по безопасности дорожного движения. Впрочем, это было сделать не сложно: турки вообще хорошие водилы. За городом установлено ограничение скорости 90 км/ч, в городе - 50. Странная метаморфоза: за городом турки просто образцовые водители - не нарушают скоростной режим (ну, 100 км/ч - это почти 90, но не больше), не сгоняют, не моргают, уступают, пропускают. Нарушают только приезжие (их легко вычислить по машинам и наклекам с логотипами фирм рент-а-каров).

Дороги не идеал, но понравились. Полотно качественное, ровное. Разметка по евростандарту, местами рифленая (как в Германии), светится все что может светиться. Светофоры дублируются для легковушек, а за 200 метров до каждого светофора - семофоры, которые предупреждают о приближении к потенциально опасному участку.

Самое большое удовольствие от поездки доставили участки трассы, которые называются "Panorama road" - панорамные трассы. Панорамное шоссе - это круто! Справа - горы, слева - море. Синее-синее. Пребрежные "серпантины" специально обустроены таким образом, чтобы не портить пейзаж. Там где нельзя гору объехать, пробивается тоннель. По пути в Аланию видели, как это делается: причудливой формы машина вымывает породу мощным напором воды, и сразу за этим свод армируют и укрепляют. Вобщем, красота.



Итак, сначала - в Аланию! Алания - второй по величине курортный город области Анталия. От Сиде до Алании 65 километров. Час в пути. Дорога проходит через всю курортную зону, вдоль побережья. 80% пути - те самые панорамные трассы. Ландшафт местности меняется с каждым километром, мы едем в сторону гор, туда, где находится один из высоких пиков Турции - 1690 метра на уровнем моря. Сначала - поля и арбузы, затем - холмы и сосны, потом - скалы и банановые пальмы. Дорога то взмывает вверх, то вновь спускается до уровня моря, и снова видны каменистые и песчаные пляжи. Затем начинаются сплошные горы. Время от времени на серпантине невольно задумываешься: лучше вниз не смотреть - там конечно море, но падать придется с высоты метров в сто. Местами, шоссе и обрыв разделяют только столбики. Ночью их сложно заметить.

Спасибо аборигенам! Турки, как и все восточные люди неторопливы по природе, на "гонщиков" смотрят с укоризной. Поэтому, с удовольствием пропустят вас вперед на двухполосной трассе. Так было и по пути в Аланию. Мы ехали довольно быстро (километров 80 в час, это по серпантинам-то!), и скоро догнали целую колонну легковушек, пристроившихся за грузовиком-тихоходом. А пойди, обгони его! На встречную никто вылезать не рискует. И тут грузовик начал тормозить. Дятел! Ан нет, не дятел: нашел "карман" на дороге, съехал, пропустил поток и только потом вернулся на дорогу. Потом заметили, что так поступают не только грузовики, но и легковушки, даже мотоциклисты.

Вот мы и на месте. Что смотреть в Алании? Хинт: практически нечего. Главная улица города - бульвар. Тут вся жизнь: магазины, рестораны, торговые павильоны, туристические бюро, Rent-a-Car-ы, мотомагазины ... стоп! интересно, чем они тут торгуют? И еще, сколько стоит этот Freewind на денек ;-) ? Подхожу к двери. Закрыто. "Hallo! Can i help you?" - рядом со входом сидит турок, я его и не заметил. "Ну, hallo! Магазин-то открыт? Где цены узнать, на аренду например итд итп" - "Извини, типа, я не хозяин... таксист ... сижу тут просто..." Зашибись. А хотелось покататься на fun-байке ... фиг.



Идем дальше. Вот они! Yamaha BWs 100ccm ("Бивис" :-) - самый часто встречающийся скутер на побережье. Тут уже $15 за день. Мото? опять же, $50-60.

Дальше ... магазин кожи. Ну, эка невидаль! Тут кожи как грязи, каждый турок - сам себе производство. Однако, этот магазинчик привлек знакомыми логотипами: Harley-Davidson. Захожу. Богатый выбор байкерских курток! Местные? Нет, из Сирии. Качественные, не то, что местные, плотные, всех размеров и цветов. Цены объявлены такие: $150 за обычную "мягкую" без логотипов, $200 за мягкую косуху типа "Harley-Davidson" с курицей, $250 за реально качественную дорожную куртку из плотной толстой кожи с защитой плечей и спины. Не плохо! Спасибо, чувак, о скидках мы еще поговорим. Буду думать! Кстати, альтернативных заведений я так и не нашел, о чем до сих пор жалею: надо было брать!

Следующий поворот... опаньки. Знакомый силуэт ... Sportster for Rent! Всего $65. Рядом стоит Honda Shadow 600, чуть дальше пара эндурников, в отдалении - BMW F650. А тест-драйв? Чувак, байк хочу на день, не поверишь! "Ээээ... тест-драйв ... ок, $10. На 1 час, только паспорт в залог оставь." На спортстере хочу и на BMW попробовать. "Увы, BMW не мой, а хозяина того кафе". Блинский нафиг. Ладно, спорстер тоже гут. Ни разу еще не катался на 883XL. Нравица! Но то ли байк уже заюзанный, то ли я чего не понимаю: на низах реально тянет, звук опять же (да еще какой! там два прямотока, как у меня на Вираге), а вот газку поддаешь - вяло идет. Хоть и SPORTster. Вобщем, даже бензин особенно заливать в него не стал. Дал пару кругов по городским улицам и вернул на место. Резина на всех мотоциклах стоит местная (или около того). Она преспособлена для высоких температур, но какая-то стремная, все равно что Kings Tire - в юз срывается мгновенно.


Очень порадовал местный McDonalds. Почему-то турки не разучились делать сочные и пышные чизбургеры и яблочные пирожки, в отличии от наших. Правда, ихний чизбургер стоит вдвое дороже нашего. Но БигМак - натуральный: и запах тот же, что десять лет назад, и вкус. 50% скидки - это другой магазин, там золото предлагают на вес...

Ладно, к джинну! В Кемер, через Анталию и обратно, - в Сиде. Всего 300 км. Не много. Все равно, что скататься в Малоярославец и обратно :-)

В Кемере обещались быть красивые артефакты - руины всякие и все такое. Фигу. Только горы. Артефактов не нашли. Зато нашли огромный аквапарк за $9 с носа.

Кстати, о руинах. Уже не секрет, что больше половины артефактов Египта построены ... 10-15 лет назад. Пирамиды там всякие, "погребенные города"... В Турции, похоже, примерно такая же ситуация. По крайней мере те "древние" развалины, которые мы видели выглядели совсем свежими развалинами. И наоборот: места, которые не обозначены на туристической карте кажутся гораздо более древними. Например, по пути в Аланию мы видели настоящий разрушенный замок, который приткнулся на вершине скалы, прямо над морем. Добраться до него оказалось совсем не легко. Так вот, на карте это место обозначено не было.




Путь от Манавгата до Анталии проходит по равнине - что наше Минское шоссе, такая прямая дорога в 4-6 полос. Через саму Анталию проехали транзитом (а что в ней делать-то?), но задержались в пяти км от города в курортной зоне. Вот оно - счастье! То, о чем можно было мечтать в Москве: пальмы, бульварчик на уровне моря, песчаный пляж, кафешки, европейский комфорт, солнце, байк... Ну, МОТО у нас такие снимки любит делать, то с Пресняковым, то еще с кем-нибудь... Чего тут еще говорить? Небо голубое, море лазурное (но не такое лазурное как в Алании), травка зеленая, листва - тоже (причем круглогодично, и всегда сочного глубокого именно зеленого цвета, а не серого, как у нас в середине июля :-()



А вот дорога от Анталии до Кемера, и дальше на запад, на Каш и Кале - просто конфетка. Такие виды на море открываются, что дух захватывает! Очень жалею, что не взял с собой профессиональную фототехнику, потому что "мыльницей" не удалось передать самое главное - объем всего пейзажа, его многоуровневость.




Проезд через тунели - не простая задача. Сразу после яркого солнца - в кромешную тьму. Большинство водителей сразу включают аварийку и первые десятки метров едут со скоростью 10-20 кмч. Слепнут! Знаки предупреждают о туннелях, их длине, предлагают проверить работоспособность осветительных приборов. Сразу после туннелей - большие "карманы" около дороги. Для чего, не понятно. Наверно, чтобы прийти в себя после испытания темнотой.

Судя по знакам, и по срезам скал видно, что здесь действительно часто бывают обвалы. Рядом на обочине лежат увесистые каменья. Еще недавно они были вот там, наверху.

Кемер - очень приятное местечко. Море здесь чище, чем в самой Анталии, и горы рядом. Для отдыхающих - раздолье. Куча всяких "мероприятий", опять же, большой аквапарк. Таких горок я на побережье не видел. Казино, дорогие рестораны, кругом пятизвездочные отели. Сразу видно, что здесь собирается публика побогаче, чем в Алании и в самой Анталии. Машины тут совсем другие на парковках. А вот мотоциклов практически нет.




Уже через два часа мы вернулись в отель. На одометре 354 км, в общей сложности, четыре с половиной часа в пути. Время потрачено не зря! Теперь же, о тонкостях езды по турецким дорогам.

Полиция в Турции делится на дорожную полицию (Polis), на жандармерию (Jandarma) и криминальную полицию (Kriminal polis). Отличить их легко по форме: у дорожной полиции она светло-голубая и синие фуражки. Мы несколько раз видели, как Traffic Control изменяет скорость движения, и даже пару раз отлавливали лихачей. Поскольку в Турции сложно понять, где начинается город (и вступает в силу ограничение скорости в 50 км/ч), рекомендованная скорость движения в курортной зоне - 50-60 км/ч, быстрее там ехать не зачем, да и негде разогнаться. А штрафы за привышение, по слухам, не кислые.

Как в Европе, бензин делится на Normal (93), Super (95) и Super-Plus (96). Super в свою очередь - на "красненький" и "зелененький". На всех заправках есть персонал, который и бензин зальет, и денег возьмет. Можно оплатить и кредиткой, в офисе. Заправщик знает, какой бензин в какую тачку надо заливать. Большинство автомобилей кушают "зелененький", но Вирагу почему-то все настойчиво заливали "красненький".

Всегда имейте ввиду безжалостное солнце Турции! Как я уже говорил, с 12 до 15:00 оно стоит прямо у вас над головой и жарит, жарит, жарит ... Большая часть пути как раз пришлась на эти часы. Мы здорово поплатились! Надо же было додуматься поехать в шортах у футболках!.. Здорого обгарели плечи и ... колени. Не знаю, как бы мы чувствовали себя при 34-градусной жаре в мотокомбезах, но знаю точно, что колени были бы целее.

Кстати, лично я сделал пару выводов: 1) чоппер и круизер, если они предполагают перевозку пассажира просто-таки обязаны иметь спинку; хотя бы из уважения к пассажиру :-) 2) хороший ветровичок - залог отменного настроения на протяжении всего пути, trust me!

Вот, собственно, и все. Следующее путешествие я наметил туда, где много мотоциклов, и меньше солнца.

P.S. Да, я ни на одной фотографии не получился.

Keep your rubberside down!
Кирилл -turtle- Чернышев
^